пятница, марта 23, 2012

Best. Перформанс Ирины Цезарь "Последний вздох"

Если меня спросили бы, как должен выглядеть актуальный и суперзлободневный перформанс, то  в качестве примера я бы привел "Последний вздох" Ирины Цезарь. К сожалению, сам я на нем не присутствовал, но есть подробные репортажи (например, одного из участников -  Матвея Крылова).

Он же опубликовал отличную фотографию Indre Re:



Комментарий сайта www.fondartproject.ru к перформансу Ирины Цезарь "Последний вздох":

Жесткая по замыслу и действию акция "Последний вздох", в результате которой получились яркие художественные фотографии, – это абсурдисткий перформанс русско-американского художника и философа Ирины Цезарь (Irene Caesar), живущей в Нью-Йорке. Это – проект о применении американскими спецслужбами запрещенной пытки водой – вотербординг (waterboarding) – против потенциальных террористов и политической оппозиции. ...

Ирина Цезарь задумывала акцию "Последний вздох" года два назад, под впечатлением применения американцами пытки водой – waterboarding – против политических инакомыслящих. Осуществлена она была 31 января 2012 – зимой 2012, когда в России развернулся политический активизм, и произведения искусства против политической оппрессии оказались востребованы и зазвучали с новой силой.



Лично мне кажется, что ничего "абсурдистского" в этом перформансе нет. Наоборот, он максимально реалистичен и наполнен абсолютно реальной энергией насилия. Конечно, неподдельную жестокость изобразить гораздо проще, чем искреннюю радость или восторг, но все равно участники перформанса справились со своей ролью великолепно. Вообще было бы интересно было бы узнать про ощущения людей, осуществлявших пытку...

Самоистязание во имя искусства - вещь не новая, однако осуществление подобной пытки по риску в принципе соответствует знаменитой акции "Выстрел" Криса Бурдена; я имею в виду не столько риск смерти, сколько риск стать невольным убийцей. Вызывает ли само осуществление пытки ненависть к "осужденному"? Сразу вспомнился перформанс Марины Абрамович "Ритм 0" (1974), когда зрителям было предложено на протяжении 6 часов поступать с ее телом как угодно: в итоге кто-то даже направил на художницу заряженный пистолет...
Кстати, в том же году был осуществлён знаменитый (и совершенно жуткий по своим результатам) эксперимент Милграма. История человечества наглядно доказывает, что тяга к насилию живет в нас самих - иначе и не объяснить ни Холокост, ни жуткие зверства обыкновенных тюремных надзирателей.

Но насилие - это ещё и эстетическая категория. Мы склонны получать удовольствие от разнообразного "экшена" - в основном, конечно, до тех пор, пока боль не касается нас самих. Поэтому перформанс Ирины Цезарь должен работать как увеличительное стекло, через которое нам демонстрируется акт насилия во всей его искренней наготе: пугающей и красивой, отталкивающей и манящей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий